Социальное предпринимательство

Социальное предпринимательство — это новый способ социально-экономической деятельности, в котором соединяется социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости. В его основе лежит функционирование так называемых социальных предприятий — предприятий, созданных с целью решения определенной социальной проблемы или проблем, действующих на основе инноваций, финансовой дисциплины и порядка ведения дел, принятого в частном секторе. Это явление можно рассматривать как тренд, выталкиваемый социокультурными изменениями в обществе с направленностью на будущее, на долгосрочное устойчивое развитие. С изменением ценностей в обществе смещаются акценты во всех сферах жизни, в частности предпринимательстве. Потребность в виде увеличения размера прибыли смещается потребностью быть полезным, внести вклад, принести пользу [3].

Понятие характеризуется ярко выраженными основополагающими структурными элементами:

1) Социальная миссия главенствует перед коммерцией, следовательно — предприятие изначально сформировано для разрешения социальной проблемы, либо с целью снижения ее остроты. При этом социальный эффект является не побочным продуктом деятельности, как в предпринимательстве, а прямым целенаправленным результатом, в свою очередь, это обусловливает направление полученной прибыли на социальные цели организации, а не перераспределяется инвесторам или собственникам; 

2) Существование направленного стабильного коммерческого результата, обеспечивающего самоокупаемость и конкурентоспособность предприятия (наилучшим гарантом этого является получение дохода от продажи товаров и услуг, а не грантов и благотворительности, которые в качестве дополнительных финансовых ресурсов, однако, не исключены); 

3) Новаторство, с которым комбинируются социальные и экономические ресурсы, предпринимательская оригинальность при решении проблем и построение эффективной структуры предприятия придадут долгосрочное конкурентное преимущество перед стандартными рыночными решениями. Противоречивый, некорректный, негативный порядок социальной конъюнктуры является характерным катализатором изменений и порождения предпринимательства, направленного на решение «болезней» социума. В противном случае социальная проблема уже решалась бы средствами традиционных секторов экономики — государственного, частного или некоммерческого. К таким проблемам устойчивого, но нежелательного «социального порядка» могут относиться и проблемы, встречающиеся во многих странах, например, застойная безработица в среде этнических меньшинств, социальная дезадаптация инвалидов, и локальные, например, упадок традиционных рыболовецких поселений или экологический вред от массового сезонного сжигания мусора [1].

Если говорить об экономических последствиях, то социальное предпринимательство повышает совокупную экономическую эффективность, так как вводит в экономический оборот ресурсы, которые ранее в таком качестве не использовались. Это касается неиспользуемых материальных и человеческих ресурсов – мусор и отходы, социально исключенные группы. К аналогичному эффекту приводят и новые комбинации наличных ресурсов, например, использование концепции спортивных организаций и секций для приобщения молодежи к спорту, объединение рыбаков в компанию прямых интернет-продаж рыбы для ресторанов; создание некоммерческой электростанции для финансирования социальных проектов [4].

Часто непосредственной задачей бизнес-предприятия, а нередко и стратегической, является получение прибыли. Если решение этой задачи совпадает с задачей удовлетворения потребностей клиента — хорошо, если нет — любой руководитель бизнеса поставит интересы потребителя после получения прибыли. Фактически необходимо понимать, что мышление, следовательно, и принятие решений при построении стандартной модели бизнеса разительно отличается от идеи социального предпринимательства. В большинстве случаев при таком подходе придется жертвовать значительной долей прибыли, но эта нехватка может быть нивелирована лояльностью целевой аудитории при грамотной стратегической политике предприятия [5]. Но чтобы решение социальной проблемы могло быть реализовано на практике, руководствующим звеньям организации необходимо понимание происходящих процессов как в социальной составляющей, так и в экономике. Необходим социально направленный баланс.

В своей сути у социального предпринимателя более сложная задача, чем просто предложить для избранной сферы деятельности коммерчески выгодные решения. С одной стороны, он должен быть знатоком по меньшей мере двух изначально не связанных между собой «рынков»: одного — это, по сути, не рынок в буквальном смысле, рынком его могут сделать усилия социального предпринимателя, который представляет нужды целевой социальной группы, и другого — из которого конструируются механизмы, способы решения проблемы целевой группы. 

Если рассматривать со стороны традиционной бизнес-модели, то социальное предпринимательство имеет ряд конкурентных преимуществ: четко обозначенная миссия, повышенная лояльность клиентов, положительная оценка деятельности со стороны государства, нематериальная мотивация сотрудников. Со стороны всего общества происходит удовлетворение скрытой потребности. Например, потребитель, купив автомобиль, внес вклад в экологию, стал причастным к изменениям. Со стороны государства появляется возможность высвободить ресурсы для перераспределения в более насущную область. А также увеличить эффективность деятельности организации за счет управления частным контрагентом. Например, если предприятие приняло к себе в штат всех инвалидов района, то государство средства и трудовые ресурсы направит, допустим, в образовательное учреждение, оставив функцию контроля и поддержки за социальным предприятием [2]. Со стороны сотрудников появляется понимание значимости собственных действий, что придает мотивации нематериальный характер. Например, сотрудник детского сада, понимая значимость обучения и необходимости научить учиться, будет работать более усердно, чем сотрудник, который хочет поскорее получить свой оклад, при этом удовлетворенность целевой аудитории в первом случае очевидно выше. При смещении направленности деятельности организации с финансовых показателей на разрешение социальной проблем, собственник имеет готовность работать при нулевой или отрицательной рентабельности, в то время как не социально ориентированное предприятие прекратило бы деятельность. Возможность учитывать интересы общности всего рынка придает организации более стабильные позиции в пределах внешней и внутренней среды организации, четкое направление стратегического развития. 

Можно выделить следующие тенденции. Во-первых, будучи по своей сути наиболее этически безупречной формой реализации принципа «помоги себе сам», социальное предпринимательство может оказаться перспективной формой смягчения, а для кого-то и выхода из экономического кризиса или способом решения застарелых социально-экономических проблем своего сообщества. Во-вторых, поскольку социальное предпринимательство направлено на решение конкретных социальных проблем и использует специфические ресурсы территории и человеческих ресурсов, его модели многообразны, в том числе по способам сочетания ресурсов, традициям взаимодействия людей, экономическим и социальным результатам. Устойчивый тренд в качестве нового витка общественной инициативы может стать дополнительным толчком всего предпринимательства Беларуси. В-третьих, в Беларуси в случае развития социального предпринимательства его можно было бы рассматривать как вероятную и эффективную альтернативу или катализатор развития гражданских организаций социального назначения, поскольку до сих пор некоммерческий сектор не получил широкого развития в Беларуси и, как известно, не имеет у нас устойчивой традиции в истории. 

Библиографические ссылки:

  1. Social Entrepreneurs In Belarus In Need Of Education [Электронный ресурс]. — 2016. — Режим доступа: https://belarusdigest.com/story/social-entrepreneurs-in-belarus-in-need-of-education/. — Дата доступа: 29.09.2017.
  2. The Center for Social Innovation educates the future leaders of social and environmental change. [Электронный ресурс]. — 2017. — Режим доступа: https://www.gsb.stanford.edu/faculty-research/centers-initiatives/csi/. — Дата доступа: 29.09.2017.
  3. Дж.КикалТомас Лайонс Социальное предпринимательство. Миссия — сделать мир лучше / Джилл КикалТомас Лайонс. — М.: Альпина Паблишер, 2006. – 128 с.
  4. Социальное предпринимательство. Тренд? Новый вид бизнеса?  [Электронный ресурс]. — 2017. — Режим доступа: https://habrahabr.ru/company/ambar/blog/201624/ — Дата доступа: 29.09.2017.
  5. Aldrich H.E., Zimmer С. (eds). Entrepreneurship through Social Networks // The Art and Science of Entrepreneurship. Cambridge, MA: Sexton and Smilor Ballinger, 1986.
  6. Young D.R. Entrepreneurship and the Behavior of Non-profit Organizations: Elements of a Theory// The Economics of Non-profit Institutions / ed. by S. Rose-Ackerman. N.Y.: Oxford University Press, 1986. P. 161–184.
  7. Seelos C, Mair J. Entrepreneurs in Service of the Poor — Models for Business Contributions to Sustainable Development // Business Horizons. 2005(a). Vol. 48(3). P. 241–246.
  8. Anderson A.R., Jack S.L. The Articulation of Social Capital in Entrepreneurial Networks: a Glue or a Lubricant? // Entrepreneurship and Regional Development. 2002. July — September. Vol. 14. Iss. 3.
  9. Austin f., Stevenson H., Wei-Skillern J. Social Entrepreneurship and Commercial Entrepreneurship: Same, Different, or Both? WP 04-029. Harvard Business School, 2003.

Автор

Андрей Макаров

Руководитель научного магазина formulla.by и основатель исследовательской группы mind.formulla.by Мои социальные сети:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *